Легковые автомобили КИМ-МЗМА-АЗЛК.
ВНИМАНИЕ ! харатеристики и картинки доступны по ссылкам. Ссылка с названием семейства открывает характеристики и картинки всего семейства, ссылка на модель - картинку этой модели.
В январе 1939 г. было принято решение вывести автосборочный завод имени КИМ (Коммунистический Интернационал Молодежи) из состава ГАЗа и специализировать его на производстве малолитражных автомобилей. Главным объектом производства должна была стать малолитражка КИМ-10, а сборка грузовиков ГАЗ-ММ переводилась в Ростов. По плану 1941 г. предстояло выпустить 50 тыс. машин. Первые образцы были собраны 25 апреля 1941 г. Сталин в показанном ему образце нашел ряд недостатков. Ему не понравился двухдверный кузов и старомодные "отдельные" фары. Пришлось проектировать новый четырехдверный кузов. Таких машин (КИМ-10-52) изготовлено всего две. Из наладочной партии штамповок (оборудование заказали в США) собрали 500 машин КИМ-10-50 и КИМ-10-51. В этой партии фары были вписаны в обтекатели. Двигатель этих машин не имел регулировки зазоров в приводе клапанов, термосифонную систему охлаждения. Тормоза - механические.
После окончания Великой Отечественной Войны завод имени КИМ был переименован в Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА). Он начал выпуск автомобиля Москвич-400-420. Конструкция была копией немецкой машины Opel-kadett-K38. Первая машина была собрана 4 декабря 1946 г. Она имела нижнеклапанный двигатель со степенью сжатия 5,8, который работал на бензине А-66. С 1947 года начато производство фургона Москвич-400-422 для перевозки 200 кг. груза. Фургон имел деревометаллический кузов и за счет этого получился легче седана (845 и 860 кг.). Модификация Москвич-400-420А с кузовом кабриолет появилась в 1949 г., а универсал 400-421 так и остался опытным образцом. С 1954 г. выпускался Москвич-401 с модернизированнным двигателем (степень сжатия 6,2). Всего с 1946 по 1956 гг. изготовлено 247439 машин моделей 400 и 401.
В 1956 г. модель 401 сменила модель 402. В этой модели сохранились модернизированные узлы предыдущей модели: двигатель, коробка передач, редуктор заднего моста. Было и много нового: панорамное ветровое стекло, телескопические амортизаторы, бесшкворневая подвеска передних колес, приемник в качестве стандартного оборудования. В 1957 г. начат выпуск универсала Москвич-423., в 1958 - фургон Москвич-430. К 1958 г. заводским конструкторам удалось не изменяя обрабатываемых баз модернизировать двигатель 403 в верхнеклапанный с алюминиевой головкой блока цилиндров. Его мощность возросла до 45 л.с. Машину оснастили четырехступенчатой коробкой передач и присвоили индекс 407. Универсал получил индекс 423Н. С 1960 г. появилась новая облицовка радиатора, а с 1961 машину стали оснащать гипоидной главной передачей. Москвич-407 первым из советских автомобилей имел двухцветную окраску и имел успех в ряде зарубежных стран: в 1959 г. треть машин шла на экспорт.
В 1956 г. началось проектирование микролитражки Москвич-444. В 1957 г. собрали первый образец. Машина была сделана по мотивам, или проще говоря содрана с FIAT-600. Документация на этот автомобиль была передана на ЗАЗ, где на основе этой модели выпускался ЗАЗ-965.
С 1959 г. начаты работы по модели 408. Кузов должен был стать полностью новым, двигатель претерпеть серьезную модернизацию. С 1962 по 1965 гг. выпускалась переходная модель 403 (универсал 424, фургон 432), где в кузове 407 были установлены узлы 408. Выпуск модели 408 начат в 1964 г. Модель была принята "на ура"- в 1968 г. 55% продукции шло на экспорт. Наряду с седаном с 1967 г. выпускался универсал 426 и фургон 433. Были изготовлены 2 экземппляра Москвич-408-турист с открытым кузовом 2+2 со съемным жестким верхом. Семейство 408 выпускалось до 1975 г. Внешний вид изменился: фар стало 2, рычаг КПП переехал на пол.
С 1967 г. началось производство двигателя 412. Оснащенная им модернизированная предыдущая модель стала называться Москвич-412.
С 1968 г. завод переименован в АЗЛК (автозавод им. Ленинского комсомола).
В 1976 г. в результате очередной переработки плеяды 408-412 увидело свет семейство 2140. Некоторое время (1969-1976 гг.) выпускались переходные модели 412ИЭ и 427ИЭ - седан и универсал с двигателем 412, а также 408ИЭ и 426ИЭ седан и универсал с двигателем 408. Эти машины имели некоторые отличия в оформлении кузова и другую тормозную систему. Часть машин и позже комплектовалась двигателем 408. Они имели индексы 2138 (седан), 2136 (универсал), 2733 (фургон). Данное семейство выпускалось до 1986 г.